Ну вот и мы в «Прокачке квартир» почувствовали изменения в поведении заказчиков.
Дежурная по рубрике снова я, Евгения, маркетолог «Прокачки».
Изменение 1.
Обычно люди очень охотно пользуются нашим предложением:
• приехать,
• замерить стены — пол — потолок — проёмы,
• зафиксировать пожелания,
• и потом прислать подробную смету. В смете — список необходимых работ, цена каждой позиции и общая стоимость ремонта. И всё бесплатно, плюс приятное общение.
Последний же месяц, помимо вызовов на замеры, наблюдаются необычные звонки.
Люди не смотрят подробно сайт, а сразу набирают номер:
— Здравствуйте, я хотел бы узнать, сколько стоит ремонт.
— Да, пожалуйста. Давайте договоримся о времени. Когда вам удобнее, чтобы мы подъехали на замеры и узнали ваши пожелания? Дизайн-проект у вас есть? Может, вы без проекта планируете ремонт?
— Ой. А без замеров не можете сказать? Ну примерно. У меня однокомнатная квартира. Сколько может ремонт стоить?
/здесь объяснения, что ремонт однокомнатной квартиры может стоить и 40 тысяч рублей, и четыреста, и миллион четыреста. Всё зависит от метража и состава работ: нужно ли менять пол, сантехнику, электрику, сносить и возводить перегородки, потолок просто красить, или делать натяжной, или из гипрока, и т.д./
— Так вы не можете навскидку сказать?.. Ох… Ну, извините, до свидания.
Я работаю полгода, такие звонки стали попадаться только в ноябре. Директор говорит, что раньше тоже не припомнит подобного.
Объяснение вижу только одно: у людей есть некие накопления, и они мучительно пытаются понять, во что лучше их вложить, чтобы деньги не пропали, обесценившись. Паника, то есть.
Изменение 2.
Сейчас, по идее, в ремонтах не сезон. То есть прошлые годы показывали спад заказов и затишье по сравнению с летом.
Однако с конца октября количество новых звонков стало сравнимо с июнем-июлем. И процесс «думания» между отправкой сметы и подписанием договора стал заметно короче. Плюс «созрели» заказчики, которым были отправлены сметы в сентябре — начале октября.
«Старожилы» нашей компании говорят, что осенью 2008-го было то же самое:
— В кризис больше людей начинают делать ремонт, чем в обычное время. По крайней мере, в Петербурге.
— Серьёзно? Странно… — это уже я удивляюсь.
— Почему «странно»? Скажем, человек собирался весной начать ремонт, а тут непонятное с финансами происходит. Конечно, человек хочет вложить деньги сейчас, пока они не обесценились.
Такие интересные дела.
А будет ли действительно кризис — не знаю.